Психоанализ лакановской ориентации

"Я всегда говорю истинную правду.
Не всю, потому что сказать всю правду
дело безнадежное"
Ж.Лакан "Телевидение"
Жак Мари́ Эми́ль Лака́н (13 апреля 1901, Париж, Франция — 9 сентября 1981) — французский психоаналитик, философ (фрейдист, структуралист, постструктуралист) и психиатр - фигура в европейской культуре, а его теоретические изыскания легли в основания современной европейской философии, культуры, можно сказать, сформировали современное европейское мировоззрение. Кроме того, Жак Лакан, несомненно, остается одним из наиболее известных и наиболее влиятельных психоаналитиков 20 века. Каждый год анализу его творчества посвящаются десятки книг и статей. По мнению его учеников, он обновил теорию и практику психоанализа, а, по мнению его критически настроенных оппонентов, его тексты — сплошное словоблудие. Отчасти такое мнение связано с чрезвычайной сложностью его текстов, его борьбой с догматизмом слишком быстрого понимания, принятием на веру постулатов и теорий - будучи человеком энциклопедической грамотности, человеком европейской культуры он использует огромное количество аллюзий, метафор, отсылок к текстам от классических до современных ему авторов, то обрушиваясь на них с критикой, то исследуя возможности их текста, обращается к самым разным областям знания: философия, лингвистика, антропология, социология, математика... Отталкиваясь от своего образования и практики в качестве психиатра, Лакан вводит в психиатрическую практику инъекцию психолингвистического понимания человеческого страдания, которая запускает гуманистический переворот в этой области знания, способствует постепенному отказу от понятия "психопатология".
Семинары Лакана с 1951 по 1980 год стали целой эпохой критического осмысления в поле психоанализа. Изначально задумываемые как работа над клиническими случаями, описанными З.Фрейдом, они становятся критическим пересмотром его учения, новым осмыслением с точки зрения развития теории и практики психоанализа, а также и серьезным шагом с новым инструментарием в те области исследования вопросов человеческой психики, которые выносит на повестку дня время.
Изучение и критическое осмысление наследия Лакана продолжается современными клиницистами, поскольку его разработки дают не только осмысление психических процессов на различных уровнях понимания, но и возможность говорить о психических феноменах на разных языках, включая признанные научные дискурсы, а также представляют из себя отчетливый методологический инструментарий для оперативного взаимодействия с человеком, обращающимся в психоаналитический кабинет с вполне конкретной целью - для облегчения своих страданий.
Лакан постулирует разницу человеческого и природного, находя ее в системе языка, в "который человек рождается" и в котором, в отличие от животного, обитает. Прочерчивая сложную траекторию осмысления этого человеческого опыта, он конструирует модели психики, часто пользуясь при этом особенной, изобретенной им операцией, он строит эти модели психики, говорит о них в своих семинарах и докладах, пишет так, как эти модели работают. Это особенность речи и письма Лакана создают пространство загадки в его учении, очаровывают юных последователей, иногда вводят в заблуждение, но подталкивают к своему собственному исследованию. В этом смысле в целом Лакановский психоанализ на сегодняшний день - одно из самых живых и развивающихся направлений психоанализа в мире, не догматичный, не превращающийся в новую религию, не встающий на служение капиталистическому обществу и т.д. То пристальное внимание к субъекту, которое поддерживается практикой особого внимания к клиническим исследованиям в лакановских сообществах, делает лакановский психоанализ наследником эпохи расцвета субъективности и ее проводником в современном мире.
Справочно: источник
http://ru-wiki.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%8B
Свои Семинары Жак Лакан начал проводить в 1951 на квартире своей будущей жены Сильвии Батай. Изначально семинары задумывались как работа с пятью основными клиническими случаями Зигмунда Фрейда, первый (1951/52) был посвящён Случаю человека с крысой, второй (1952/53) Случаю человека с волками. Поскольку запись на этих семинарах не велась, мы знаем о них только по воспоминаниям и конспектам, сделанным участниками семинара много лет спустя.
Свои публичные семинары Лакан начинает в 1953 году в Клинике Святой Анны, где основными его слушателями становятся врачи-психиатры и психоаналитики. Несмотря на большую философскую эрудицию, все его выводы напрямую касаются психоаналитической техники и имеют большое клиническое значение. В госпитале Св. Анны он проводит семинары:
- 1953/54: Работы Фрейда по технике психоанализа (русский перевод А.Черноглазова – М.: Гнозис/Логос, 1998)
- 1954/55: «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (русский перевод А.Черноглазова – М: Гнозис/Логос, 1999)
- 1955/56: Les structures freudiennes des psychoses
- 1956/57: La relation d’objet
- 1957/58: Образования бессознательного (русский перевод А.Черноглазова – М.: Гнозис/Логос, 2002)
- 1958/59: Le désir et son interprétation
- 1959/60: Этика психоанализа (русский перевод А.Черноглазова – М.: Гнозис/Логос, 2006)
- 1960/61: Le transfert, dans sa disparité subjective, sa prétendue situation, ses excursions techniques
- 1961/62: L’identification
- 1962/63: Тревога (русский перевод А.Черноглазова – М: Гнозис/Логос, 2010)
- 1963: Имена-Отца (русский перевод А.Черноглазова – М.: Гнозис/Логос, 2005)
В 1964 году в связи с расколом внутри Французского Общества Психоанализа [Société Française de Psychanalyse], Лакану было запрещено вести семинары в Клинике Св. Анны. С этого времени он начинает вести семинары в университете, ориентируясь, главном образом, уже не на врачей, а на учёных-гуманитариев и студентов. По приглашению Фернана Броделя и Клода Леви-Стросса 11-й сезон своих семинаров Лакан начинает в Эколь Нормаль Суперьёр, самом влиятельном университете Франции. Хотя Лакан вынужден покинуть стены клиники, он продолжает работать с душевнобольными и вести “презентации больных” вплоть до 1981 года. В Эколь Нормаль он проводит семинары:
- 1964: Четыре основные понятия психоанализа (русский перевод – М.: Гнозис/Логос, 2004)
- 1964/65: Problèmes cruciaux pour la psychanalyse
- 1965/66: L'objet de la psychanalyse
- 1966/67: La logique du phantasme
- 1967/68: L’acte analytique
- 1968/69: D’un Autre à l’autre
В связи со студенческими выступлениями 1968 и кризисом университетов Лакан вынужден покинуть стены Эколь Нормаль и перенести свои семинары на Юридический Факультет Университета Париж-7 “Дени Дидро”, где помимо академического сообщества адресатом его речи становится ещё и полис. О социально-политическом значении семинаров говорит хотя бы тот факт, что несколько лекций 1969 года были сорваны экстремистски настроенной молодёжью. Тем не менее, Лакан выступает здесь со следующими семинарами:
- 1969/70: Изнанка психоанализа (русский перевод – М.: Гнозис/Логос, 2008)
- 1970/71: D'un discours qui ne serait pas du semblant
- 1971/72: … ou pire
- в тот же год: Le savoir du psychanalyste
- 1972/73: Ещё... (русский перевод А.Черноглазова – М: Гнозис/Логос, 2011)
- 1973/74: Les non-duper errent
- 1974/75: R.S.I.
- 1975/76: Le sinthome
- 1976/77: L’insu que sait de l’une-bévue s’aile à mourre
- 1977/78: Le moment de conclure
- 1978/79: La topologie et le temps
Свой последний семинар 1980 “Dissolution” Лакан проводит в Каракасе, где его учение ассимилировалось наиболее быстро, а лакановские школы развивались наиболее активно. Поэтому неудивительно, что Латинская Америка считается столицей современного психоанализа.
Жак Лакан предпочитал речь письму и никогда не издавал своих семинаров и не занимался их редактированием; из всего колоссального наследия самим Лаканом были написаны лишь «Написанное» (Écrits, 1966) и «Другое написанное» (Autre écrits, 2001). По этой причине сегодня существует несколько версий семинаров, записанных и расшифрованных несколькими его учениками: Международная лакановская ассоциация издала 28 из 30 семинаров под редакцией Шарля Мелмана, Школа Фройдова Дела и Школа лакановского психоанализа также публикуют свои версии семинаров под редакцией Ж.-А.Миллера.
(ссылка на источник выше)
Также усилиями Ж.А..Миллера одно из наиболее массовых движений в лакановской ориентации объединено во Всемирную Психоаналитическую Ассоциацию, состоящую из Школ построенных по географическому принципу. На сегодняшний день это Школа Фрейдова Дела (Франция), Каракасская Школа Фрейдова Поля (Венесуэлла), Школа Лакановской Ориентации (Аргентина), Бразильская Школа Психоанализа (Бразилия), Европейская Школа Психоанализа (нефранкофонные страны Европы). В состав последней входит Новая Лакановская Школа (Восточная Европа и Израиль). К числу лакановских доминионов следует отнести также Канаду — Фрейдовская Школа Квебека, Австралию — Австралийский центр психоанализа в Мельбурне, США — Лакановская Школа психоанализа в Беркли и Сан-францисское общество лакановских исследований, Словению – Общество теоретического психоанализа в Любляне. Для всех кто приступил или приступает к изучению лакановской теории, с 1979 года существует Фонд Фрейдова Поля, который помогает изучающим психоанализ независимо от того, в какой стране они проживают, на каком языке говорят и представителями какой культуры являются. Его создала и курировала Жудит Миллер, в 2017 году, к сожалению, нас покинувшая.
В Санкт-Петербурге функционирует несколько кружков изучения лакановского психоанализа, в разное время своего существования ориентированных или ассоциированных с различными французскими школами. Проводятся семинары и лекции. Для практикующих психоаналитиков возможен контроль.