СПб, 5-ая линия ВО, д. 54, тел. 322-05-99

Психоаналитический центр на Васильевском


Современный психоанализ


sovremenniy psyhoanaliz

 

 

    Современный психоаналитик в своей работе опирается на обширнейший опыт, накопленный более чем за сто лет существования психоанализа. И, хотя у каждого специалиста существуют предпочтения тех или иных теоретических концепций, тем не менее, есть основные постулаты на которые опирается психоаналитическая практика. Это — бессознательное, повторение, перенос и влечение. Высказывание человека, речь является главным инструментом психоаналитического взаимодействия. 
    Постепенный процесс развертывания и проговоривания в речи психических представлений, а также необходимость двигаться со скоростью приемлемой клиента, часто предполагает достаточно длительный период психоаналитических встреч.

   Но общемировая тенденция сокращения длины психоаналитического процесса, проведение краткосрочного анализа используется и российскими специалистами. Позволяя держать основную проблему в фокусе внимания, такая работа находится на стыке с другими психологическими и психотерапевтическими методами. В фокусной терапии, конечно, опускаются многие важные психологические содержания. 


    Современный психоанализ на сегодняшний день представляет собой широкий спектр идей и исследовательских программ. С конца XIX столетия из метода психологического лечения он стал одним из самых ярких явлений мировой культуры. Влияние психоанализа ощутимо во всей современной литературе, его сюжеты растиражированы в изобразительном исскустве и кинематографе. Психоанализ стал одной из точек, круто изменивших течение всей философской мысли. Представление о существовании бессознательного, привела к разрыву равенства понятий психики и человека. Человек не хозяин в своей собственной душе... Это знание стало следующим нарциссическим ударом по самолюбию человека западной цивилизации вслед за открытием Коперника. 


    Классический психоанализ, фрейдизм — естественно связан с именем австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 – 1939 гг.). Фрейд оставил огромное творческое наследие, став первопроходцем в разработке психоаналитической теории, методологии и техники.

   В своей автобиографии З.Фрейд пишет, что от карьеры теоретика (он работал в физиологической лаборатории, занимаясь изучением нервной системы), его вынудило отказаться плохое материальное положение. И он начал заниматься нервными заболеваниями, изучая анатомию мозга, физиологию нервной системы. Именно в этом периоде Фрейд замечает, что его блестящая порою диагностика нервных заболеваний со стороны физиологических процессов или органических изменений, вызывающая пристальное внимание и принятие клиницистов, в то же время не всегда выдерживает критику, оставляя загадку невротика не разгаданной. И, получив звание доцента по невропатологии, Фрейд получает и уникальную возможность - стипендию для продолжения обучение в клинике Сальпетриер в Париже у сияющего в те времена славой Шарко... Фрейд пишет о расхождении с Шарко в том моменте, когда метр базирует свою теорию на патологической анатомии, в то время как Фрейд задается вопросом о психологии сознания. Надо сказать, что исследования нервных заболеваний в то время усиленно предпринимались, так в Нанси образовалась школа, успешно и широко применявшая метод суггестии... Собственно говоря, своим возникновением психоанализ обязан как раз тому факту, что внушение Фрейду не удавалось. Но, важно подчеркнуть, что дело не только в изобретении метода. Фрейд за свою долгую, чрезвычайно трудолюбивую и плодотворную творческую жизнь разработал теорию психологии, исследовал тонкие процессы психики, построил гипотезы взаимодействия культуры и сознания человека, описал инструментарий, с которым стало возможно подходить к лечению психики не с точки зрения патологии, а с точки зрения гуманитарного знания, поиска истины, субъективности... 

    Исследователи, последовавшие за Фрейдом в значительной степени расширили и углубили полученные знания и наблюдения. На сегодняшний день представления о психоанализе качественно изменились. Уровень развития психоаналитической техники позволяет успешно применять психоаналитичесий подход в семейной и групповой работе, к детям и подросткам, иначе осмыслять пограничные и психотические расстройствам, понимать перверсии. 
На протяжении всего периода существования психоанализа неизменными требованиями для всех специалистов остаются: теоретическая и клиническая профессиональная подготовка, постоянное повышение профессинального уровня, соблюдение этических норм. 
На сегодняшний день в России как и во всем мире существуют стандарты профессиональной подготовки психологов - психоаналитиков. Прежде всего, чтобы вести прием клиентов специалист должен иметь диплом психолога или врача-психиатра (психотерапевта), кроме того, иметь опыт собственной психотерапии (психоанализа), проходить супервизии (контроль), участвовать в профессиональной переподготовке.

   Говоря о психоанализе как о прикладном методе, нельзя не упомянуть краткой строкой о наиболее значимых и плодотворных теоретических разработках в теории психоанализа:

... Аналитическая психология Карла Густава Юнга разрабатывает понятие коллективного бессознательного, вводит понятие архетипа, как основы психики человека, технику ассоциативного эксперимента. Продолжая существовать как самостоятельное направление, она повлияла на развитие арт-терапевтического метода, легла в основу песочной терапии, символдрамы, сказкотерапии...

... Среди психоаналитиков, которые в большей степени занимались развитием теории объектных отношений, исследованием психических защит и функционирования Я, прежде всего, следует назвать Анну Фрейд...

... Направление, старающееся подтвердить научность психоанализа и выступающее за строгость своего подхода - эго-психология, развилось и стало особенно актуально в США. Среди родоначальников этого подхода следует назвать Г.Хартмана, долгое время бывшего президентом Международной Психоаналитической ассоциации. Значительный акцент в эго-психологии сделан на изучении и обосновании роли Я в психическом, а также на адаптивной функции, благоприятствовании адаптации личности к социальной группе и ее ценностям...

... В перспективе, уже намеченной Хартманом, Г. Кохут вводит психическую сущность, более широкую, чем инстанция Я, и названную Самость. Кохут изучает и концептуализирует процессы, происходящие на самой ранней фазе развития человека. Теоретический аппарат им разработанный приспособлен для понимания нарциссических организаций и пограничных состояний в самых различных проявлениях, актуальных вопросах идентификационной несостоятельности или хрупкости...

... Представители гуманистического направления психоанализа Карен Хорни, Эрих Фромм занимаются разработкой культурологического вектора, намеченного Фрейдом, и обращают пристальное внимание на захваченность человека обществом и культурой, внутри которых он существует...

... Мелани Кляйн внесла новое понимание психического развития. Ее концепция описывает психическое развитие ребенка с самых первых дней жизни, а также предоставляет широкие возможности для понимания психотической личности.

Новое прочтение Фрейда, предложенное Ж.Лаканом, не только дает большое количество новых концепций, но и заражает тех, кто его предпринимает, глубоким пристрастием к пересмотру. Если творение Фрейда разворачивался на основе научного и философского знания его эпохи (от Дарвина до Шопенгауэра), то для Лакана отправной точкой стал вклад структурализма и лингвистики Соссюра...

... Представители современных течений в философии, проявляя интерес к психоанализу и развертывают оригинальные психоаналитические концепции. Среди них следует назвать экзистенциалиста Ж.-П. Сартра, эпистемолога Г. Башляра, Л. Бинсвандера, Ж.Деррида...

... Некоторые фрейдовские концепции представляли и продолжают представлять собой предмет живой дискуссии. Так, универсальный и фундаментальный характер Эдипова комплекса обсуждается в свете современной антропологии и этологии человека...

 


Наверх
адрес: Россия, Санкт-Петербург, 5-ая линия ВО, д. 54; тел.: (812) 322-05-99;