Что такое массовый психоз?
На #ВОПРОС 25.05.2017 "Слышал такое выражение "массовый психоз". Что это такое ?" отвечают психоаналитики нашего центра Кондякова Анна и Бабиченко Валентин
__________________________________________
"Слышал такое выражение "массовый психоз". Что это такое ?"

Бабиченко Валентин Львович, психоаналитик:
Массовый психоз – под массой в данном случае понимается толпа, то есть не имеется формальных признаков, по которым люди объединены, но тем не менее общность идей и чувств, составляющих содержание этого массового феномена, возникает. Как это возможно? Из работы Фрейда «Массовая психология и анализ человеческого я» следует, что основанием для социальных феноменов является индивидуальная психика. В ней и содержится ответ. В случае массы организованной есть видимые символы принадлежности к ней, как, например, в любом объединении фанатов. Точно так же означающее, слово служит той меткой, той опорой, которая объединяет, вызывая феномен внушения.
Есть еще важный момент – подобным же образом работает, например, пропаганда. У массового психоза, основанного на идентификации есть с необходимостью другой полюс – это место лидера. Одного без другого не бывает, в смысле структурной организации психики – наличие места авторитета предполагает и внушаемость. Но, подобная организация социального и индивидуального, хотя и не ушла в прошлое, в актуальной ситуации современности трансформируется – соседство традиционных медиа и интернета тому пример. Полифония точек зрения, множественность источников информации есть не причина, а скорее отражение изменения структуры психики. Изменение это дрейфует в сторону сингулярности, единичности. Место традиционному авторитету еще есть, но оно имеет менее жесткую консистентность, если можно так выразиться, более размытое. В итоге, можно сказать, что массовый психоз сегодня не такой уж и массовый, во всяком случае, монолитные социальные феномены менее устойчивы сегодня как во времени, так и в социальной локальности, например, множество групп в социальных сетях создают эту социальную локальность.
__________________________________________
"Слышал такое выражение "массовый психоз". Что это такое ?"

Кондякова Анна Вячеславовна, психоаналитик:
Наиболее интересным способом отметить структурную разницу между психозом и неврозом является специфическое отношение к объекту, который функционирует как пустое множество. Понятие ноля, являясь изобретением философическим, не обладает бытием, ткнуть в него конкретно пальцем не возможно, но это понятие мы можем записать, описать, оно обладает существованием, поскольку мы о нем говорим, понятием оперируем.
Когда мы говорим о массовом психозе - налицо феномен, при котором в реальном возникает что-то ранее не бывалое. Чаще всего это прецеденты случающегося - идея существовавшая в воображаемом плане или для кого-то удачно восполнявшая символическое, вдруг воспринимается большим количеством людей и возникает в общественном поле как реальный факт. Кроме того, идея должна быть заразительной, то есть из объекта веры - легко становиться местом истины. И следующий шаг - переход к действию - воплощение идеи "пустого множества" в реальном. И вот уже примеры: сороковых годов, когда неверие в идеи коммунизма можно назвать "шизофренией" или славяне и евреи становятся - "недорассой", или нынешнего времени, когда одна религия может восприниматься как истинная, выполняя роль сегрегационного маячка и "неправоверные" или в другом юридическом уже примере "атеисты", становятся теми, кого можно было бы вычеркнуть из бытия, отказать им в существовании, свести к зеро.
В индивидуальном психозе то, что возникает на месте "ничего" как галлюцинация или бред служит попытке излечения... В массовом психозе можно говорить об идеях "жечь ведьм" или поклоняться "золотому тельцу" также как о поиске выхода из напряженной, мягко говоря, общественной ситуации. Напряжение возникает в месте, в котором не справляется старый шифтер - Закон, в идеальном случае объясняющий и выполняющий сегрегацию того, что хорошо, а что недопустимо. При слабости или отсутствии Закона "массовым сознанием" ищутся новые формы регулирования общества, ими могут легко стать любые, в том числе и абсурдные с точки зрения старого Закона, идеи сегрегации.
